Брейшис. Краткое содержание.

1. Известно высказывание Раббеим, что Суббота «Брейшис» имеет отношение ко всему году в целом так, что «как человек поставит себя в Субботу “Брейшис”, так проходит целый год». — Что в этой Субботе необычного. На первый взгляд, весь Тишрей влияет на весь год [см. подробней в беседе].
Основное объяснение: Суббота «Брейшис» обозначает переход от праздников к обычному порядку повседневной жизни. Она (1) итог Тишрея и (2) начало обычного служения в течение будущего года (Шабос-меворхим Мар-Хешван). Поскольку эта Суббота объединяет между собой Тишрей и будни, она дает особые силы на существование в течение года, связывает Тишрей, который поднят над другими месяцами, привлекает его возвышенное состояние в будни года.
Это намекается словом «Брейшис [В начале…]» — начало и голова. — Кроме того, что это первая из глав Торы, она объединяет их, наделяя особой способностью привлечь возвышенное состояние Тишрей в будние дни и работы. И как подчеркивается ее содержанием — творением мира. Чтение первого стиха главы обновляет все Творение, дает силы на то, чтобы поставить как следует работу в вопросах, связанных с миром, на протяжении наступающего года.

2. «Брейшис» — ради двух «рейшис [начал]»: еврейского народа и Торы. Это толкование должно не отменять, а прибавлять к простому смыслу «Брейшис», как начала Творения. Но, на первый взгляд, в толковании это слово относится к евреям и Торе, которые несопоставимо выше Творения!
Зачем Раши, комментатор простого смысла Торы, приводит это толкование? Почему он приводит его до объяснения простого смысла слова? Более того, из его слов в начале комментария понятно, что начало Торы — не о евреях и Торе, а о Творении!

3. Объяснение:
Из того, что евреи и Тора — цель, мотив Творения, понятно, что «началом» они являются не только как они в совершенной степени выше Творения, но (в основном) как они приходят к выражению снизу, являются частью Творения. «Начало урожая», неотделимое от «остального урожая».
«Танья»: «“Нас избрал Ты из всякого народа и языка”. — это грубоматериальное тело еврея, подобное в своей заматериаленности, телам народом мира», поскольку истинный, надразумный, немотивированный и поэтому свободный выбор — происходит именно между двумя идентичными вещами.
Тело именно грубоматериальное [חומרי], поскольку материальное [גשמי] тело уж слишком отличается от тел народов. (И именно по причине надразумности этого выбора, по его поводу невозможны претензии).
Отсюда понятно, что то, что евреи — «начало» Творения, касается не только души (отделенной от мира), но и тела. Более того, тело обладает достоинством, что именно в отношении него раскрывается выбор, исходящий от Сущности Б-га.
Наподобие этому применительно к Торе. — Полнота ее — именно когда Тора дана вниз, «не на Небесах». Законодательные решения Торы зависят именно от решения материального разума евреев. Тора оделась в материальные понятия, чернила на пергаменте, т.д. — Когда Тора находится внизу, раскрывается ее сущностное достоинство. И также когда Тора находится внизу видят, что «она лучше любого товара», и ее изучение запрещено неевреям. (Но Тора свята также, как она спустилась вниз, а еврейское тело — материальное творение. Но выбор Сущности происходит именно в евреях, замысел евреев первичен даже по отношению к Торе, и поэтому Тора не является условием этого выбора).

4. Главный хидуш объяснения: «“Брейшис” — ради Торы, которая называется “рейшис” и ради евреев, которые называются “рейшис”», — в том, что в евреях и Торе, как они в Творении, вплоть до грубоматериального тела еврея, раскрывается, что они «рейшис» всего Творения (ради них сотворен мир). Это и связывает упомянутые 2 объяснения слову «Брейшис»: то, что Тора и евреи выше Творения («2 начала»), становится частью Творения («Брейшис» — начало Творения).
Поэтому Раши ставит первым комментарий про «2 начала», подчеркнуть, что это не только не противоречит существованию мира, но в этом выражается его полнота, это раскрывает внутреннюю цель его существования, — что все Творение — ради того, чтобы раскрыть достоинство избрания евреев (и Торы), вплоть до того, что в мире станет ощутимо, что Тора и евреи — «рейшис», по отношению к другим частям Творения.
С тем же связано завершение главы: «А Ноах нашел милость в глазах Б-га». — Выше причины, наподобие идеи выбора. Воспоминание о Ноахе было по причине достоинства еврейских душ, выше причины и логики [см. подробней в беседе].

5. Отсюда понятно отношение вышесказанного с первым комментарием: «…надо было начать с “Этот месяц для вас…” … — по Своей воле дал нам». — Хидуш не в том, что Тора и евреи выше мира (что выражается в заповедях Торы, «Это месяц вам…»), но также, как евреи находятся в мире, и есть место для претензии: «…грабители вы!» — раскрывается избранность евреев, давая им избранную Землю. Передача Земли раскрывает в материальном мире избранность евреев.
После «Брейшис» и «Ноах» приходят к «Лех-Лехо»: хотя Авроом находится в мире, он должен выйти из своего места, в результате чего получает Землю Израиля и Б-г раскрывает его истинную суть.

6. 2 достоинства евреев: (1) то, что они, со стороны своей души, выше мира, и (2) то, что они обладают достоинством в мире, со стороны «Ты выбрал нас…», — выражается разницей между месяцем Тишрей, когда еврей поднят над миром, и другими месяцами, когда, в основном, работа происходит внутри мира.
Достоинство Субботы «Брейшис» в том, что в ней есть обе идеи, что дает силы продолжать работу в течение года так, чтобы в ней ощущалось достоинство евреев, как избранного народа [см. подробней в беседе].

7. Из того, что достоинство евреев, как избранного народа приходит в выражение в раскрытии (и именно), в грубоматериальном мире, имеет принципиальное следствие в области того, как еврей должен осуществлять свою работу, в частности в изгнании:
Даже в самом заматериаленном положении, в изгнании, еврей находится в положении «рейшис», выше всего [см. подробней в беседе]. Евреи не только не находятся под властью народов, но они — «рейшис» всего Творения, ради них сотворены народы. И хотя в изгнании евреи находятся под владычеством народов и «закон царства — закон», евреи «не должны бунтовать против народов», т.п. — это не по причине страха перед народами или того, что евреи нуждаются в них, — ведь они «рейшис», но наподобие того, почему «не притесняй Моав и не развязывай против него войны». — Только потому что Б-г установил во времена изгнания такой порядок.
Отсюда понятно, что милость, которую евреи получают от благочестивых народов мира во времена изгнания, за которые надо благодарить, — не потому что евреи нуждаются, не дай б-г, в их милостях, но напротив: «милость народов — грех». И то, что «милость» принимают от них, это потому, что это не «милость народов», а милость Б-га, который привлекает ее во время изгнания через народы.

8. Это с особой силой подчеркнуто в Субботу «Брейшис» 5752 года, года «чудеса в нем», «чудес во всем»:
«чудеса [נפלאות]» — «נ’ פלאות» — полнота идея чуда [см. в беседе]. — «Будет годом, чудеса будут в нем» — указывает на то, что чудеса в этом году будут не только частностью года, но идеей года, во всем.
Чудеса раскрываются в раскрытии выбора Б-га в евреях (выбор — «פלא» — выше всего). И как видели в начале этого года, что Россия освобождает и способствует тысячам тысяч евреев подняться в Землю Израиля (и др. места), где они смогут быть свободными в своей личной жизни.
Раскрытие и понимание народами достоинства евреев усиливается из поколения в поколение, по мере приближения к Освобождению, когда осуществится: «Будут цари твоими ремесленниками», т.п. В качестве подготовки к этому видят, что народы мира осознают, что евреи — избранный народ, и к этому прибавилось в последних поколениях и, в особенности, в Америке, царстве «хеседа». — И надо сказать, что дорога всему этому проложена на протяжении поколений действиями великих евреев с народами. В особенности Раббеим (начиная с Алтер Ребе, боровшегося за победу Александра над Наполеоном). И пусть будет угодно, чтобы в этом прибавилось еще , вплоть до устранения всех ограничений в пролитии милости евреям и осознания достоинства евреев и их владения Землей Израиля.

9. Отсюда понятно, до какой степени неприемлемо то, что провозглашают в последнее время, что евреи должны уступить народам мира, касательно Земли Израиля, из-за того, что запрещено ссориться с народами, находясь под их владычеством, и будучи зависимыми от них.
1) Не дай Б-г сказать, что существование еврея находится под сомнением. Еврейский народ вечен, будучи народом Б-га.
2) Каждый еврей — «рейшис»! С этого начинается вся Тора. — Отсюда понятно, что народы мира — не хозяева над евреями! То, что евреи являются «рейшис» — начало и основа всей Торы, письменной и устной. И несмотря на это, находится еврей, который провозглашает перед десятками евреев, что существование евреев зависит от народов мира! — Это в особой степени удивительно на исходе Тишрей.
3) «Утверждение»: «Не ссорьтесь с народами…» — не имеет к этому никакого отношения.
И еще, и главное:
4) Когда речь идет о соблюдении Торы и заповедей, невозможен приказ: «Не ссорьтесь с народами…» Тем более в этом случае, когда речь идет о спасении жизни. И в соответствии с законом «Шульхан Оруха»… [см. подробней в беседе].

10. И пусть будет угодно, чтобы он сделал тшуву. А главное, чтобы не было необходимости отвергать подобные вещи, и в дальнейшем говорили только о славе и достоинстве евреев. В особенности благодаря тому, что прибавляют в изучении Хитаса. И главное, чтобы прибавилось в постижении народами мира достоинства и славы евреев и того, что Земля Израиля им принадлежит, вплоть до раскрытия этого в освобождении истинном и полном, когда в дополнение к землям 7 народов получат земли еще 3.
И сразу в Субботу «Брейшис» года «чудеса будут в нем» произойдет раскрытие чудес б0га, вплоть до главных чудес: «как в дни выхода из Египта покажу ему чудеса».
И сразу переходят к «Ноаху» — «покой для верхних и покой для нижних», «Лех-Лехо» — все евреи, включая отцов хасидизма Хабад, идут в Землю-Святыню т.д. в буквальном смысле сразу и моментально.

Комментариев: 2

  1. litush пишет:

    Суббота «Брейшис» обозначает переход от праздников к обычному порядку повседневной жизни. но ведь суббота-есть суббота.И любой шабат это переход от праздника к будням.Или нет?

  2. Shmuel Sominski пишет:

    To litush:

    Суббота “Брейшис” …переход от праздников к обычному порядку повседневной жизни. Но ведь суббота — переход от праздника к будням?

    Суббота — сама праздник. А суббота недельного раздела “Брейшис”, помимо этого, стоит на границе “праздничного” и “будничного” периодов года.

Оставьте свой отзыв!